Интервью председателя правления ГК "Гард-Р" Меликова Владимира на РБК

Интервью председателя правления ГК "Гард-Р" Меликова Владимира на РБК

12Среда

 

- После стрельбы в московской школе заговорили и о действиях сотрудников частных охранных предприятий в подобных ситуациях. О том, должны ли охранники оказывать сопротивление вооружённым налётчикам и о том, что предписывает им инструкция, мы поговорим с управляющим партнёром группы компаний «Гард-Р» Владимиром Меликовым. Он сейчас в нашей студии. Здравствуйте, Владимир Дадашьевич.

- Добрый вечер.

- Ну, вот ваша экспертная оценка. Всё ли правильно делали охранники в 263-ей школе?

 

- Ну, во-первых, не охранники, а охранник. И для того, чтобы объективно оценить его действия нужно понимать, что может делать охранник в школе, а чего нет. В штатной ситуации сотрудник охраны отвечает за обеспечение пропускного режима, за контроль внутренних и внешних зон, за контроль нахождения на территории школы посторонних лиц и более ничего. К нештатным ситуациям относятся возгорания на территории школы, обнаружение постороннего предмета, сходного по внешним признакам со взрывным устройством, или нападение, как в данном случае. Из той информации, которой мы владеем, сотрудник охраны обнаружил нашего злополучного стрелка уже находящимся на территории школы, потому что он в это время совершал обход. Говорить о том, действовал он профессионально или нет – он успел вызвать сотрудников полиции. Это, в данном случае, главное, потому что, если бы он кинулся на этого стрелка, то, возможно, он стал бы первой жертвой и тогда, просто, сотрудников полиции некому было бы вызывать. Скажем так, он сделал всё, что мог в данной ситуации.

- Скажите, а существует какая-то отдельная инструкция, если налётчиком, как в данном случае, выступает не террорист, а ребёнок?

- В истории, в современной истории российских школ, к счастью, это первый случай, когда налётчиком является ребёнок, и, я думаю, вряд ли какая-то инструкция среди сегодняшних охранных предприятий предусматривает действия сотрудника охраны именно в таком случае и поэтому, я думаю, что инструкции, скорее всего, ограничиваются общими фразами, общими положениями.

- Ясно. Насколько я понимаю, безоружные охранники в школах. Огнестрельное оружие использовать нельзя? Что у них есть на руках?

- Огнестрельное оружие действительно использовать нельзя, потому что Федеральный закон «О частной, детективной и охранной деятельности» запрещает, прямо запрещает использование и применение огнестрельного оружия на территории массового скопления людей, а школа относится именно к такой категории, и, я думаю, что охранники в школах ограничиваются только специальными средствами – это резиновая палка, наручники, электрошокеры. И это максимум.

- А как вы считаете, это правильно, нужно разрешить использовать огнестрельное оружие?

- Вы знаете, ну, во-первых, это запрещает (использование огнестрельного оружия) Федеральный закон. Поэтому необходимо вносить изменения именно туда. Во-вторых, моё мнение, что не следует на территории школ использовать огнестрельное оружие, потому что могут пострадать дети. И, если даже на входной группе, либо на внутренней территории завязывается перестрелка, а средняя московская школа, это там от пятисот до тысячи с лишним учеников. Представляете, какое количество детей может пострадать?

- Да, и особенно после сегодняшней южносахалинской трагедии, когда пришёл охранник ЧОПа, вооружённый, в храм и расстрелял людей. Скажите, это сфера деятельности влияет на психику? Я так вот отвлекусь от школьной темы.

- Вы знаете, нет, сфера деятельности на психику влиять не может, потому что выполнение охранными организациями и частными охранниками своих функций – это обычная работа. Единственное что, на что следует обратить внимание в данной ситуации – те справки, которые выдаются медицинскими учреждениями о состоянии здоровья, в том числе и психического, – они выдаются порой, ну, извините, фиктивно. И вот здесь, конечно, поле деятельности для наших правоохранительных органов и контролирующих инстанций – достаточно широкое.

- Да. А, вот, кстати, это правда, что охранным предприятиям с точки зрения бизнеса даже не выгодно отправлять в те же школы профессиональных людей, поэтому школы и детские сады у нас охраняют, в основном, пенсионеры и женщины?

- Ну, во-первых, частные охранные предприятия – это коммерческие организации и, естественно, если бюджет московских школ в размере, как мы знаем, сто тысяч рублей за один круглосуточный пост охраны – это действительно не выгодно. А цифры – это самый точный язык. Сто тысяч рублей: зарплата охранника, допустим, одного в месяц – пятнадцать тысяч рублей; четыре охранника на один круглосуточный пост – это уже шестьдесят тысяч; плюс какие-то налоги должны заплатить; плюс должны извлечь какую-то прибыль. И, в общем-то, мы видим, что сто тысяч рублей, – ну, это достаточно скромная сумма. А теперь представьте, кого мы можем нанять за пятнадцать тысяч рублей; и говорить о профессионализме таких людей – ну, достаточно сложно.

- Московские власти обещают добавить денег. Сколько нужно денег ещё, чтобы охраняли школы действительно профессиональные люди, способные защитить детей?

- Я думаю, что не меньше, чем в два раза нужно увеличивать этот бюджет.

- Это решит проблему?

- Не думаю, что только в деньгах проблема, потому что оценивать концепцию безопасности школы должны специалисты. Один охранник не может охранять школу, потому что есть камеры видеонаблюдения, за которыми он должен следить; есть подростки и дети, которых может увести посторонний человек; кто-то курит, кто-то дерётся на внешней территории – за всем этим хозяйством, по сути, должен следить охранник. И поэтому, даже если мы ему будем платить в два раза, и один сотрудник будет отслеживать целую школу многоэтажную – ну, это не решение проблемы. Нужно заниматься…

- А, то есть, вы хотите сказать, что на одном охраннике слишком много ненужных функций?

- Конечно, не то, что ненужных – на нём просто много функций, которые он один не в силах реализовать.

- Понятно.

- И поэтому, если говорить об этом профессионально, нужно разрабатывать вместе с Департаментом безопасности города Москвы, вместе с безопасностью и в регионах, потому что пока мы говорим только о Москве, но у нас очень много школ и в регионах, кроме школ есть детские сады, есть роддома, есть высшие учебные заведения, где наши дети тоже подвергаются, ну, гипотетическим каким-то рискам, поэтому поле деятельности очень, очень широкое.

- Ясно. Ну что ж спасибо вам огромное. Владимир Меликов, – человек, который двадцать лет в охранном бизнесе и знает всё про работу ЧОПов, был в нашей студии. Продолжим…